"Хочу, чтобы в России появился промышленный дизайн", - Михаил Беляев делится своим взглядом на профессию

Продолжаем диалоги с промышленными и предметными дизайнерами России, громко заявившими о себе. На наши вопросы ответил Михаил Беляев – многопрофильный дизайнер, чьи проекты знамениты на весь мир. Полка "Черный квадрат" его авторства ошеломила общественность на последней выставке "100% Design" в Лондоне.

Назад

Анонс: в октябре состоится вторая выставка 3D Print Expo

О профессии и самореализации

 

- Вас называют мультидисциплинарным дизайнером. Это связано с тем, что в свое время Вы обучались и промышленному, и медиа дизайну. А каким дизайнером, прежде всего, считаете себя Вы?

Наверное, дизайнером, который может разрабатывать всё – от пишущей ручки и мебели до каких-то архитектурных инсталляций. Это может быть абсолютно всё, что угодно.

- Вы пытаетесь охватить все сферы применения дизайна?

В какой-то степени я склоняюсь больше к предметному дизайну. Поскольку в промышленном дизайне немного другая специфика, чем в предметном. К примеру, я не разрабатываю корпуса медицинской техники, потому что это не очень интересно для меня.

Мне нравится создавать вещи, которые имеют более ясный образ, более понятную функцию. Что-то инновационное, а не простая стилизация промышленных предметов. Поэтому и диапазон может быть очень широким.

Multitask knife

- Если бы Вам предложили сделать корпус для какого-либо сложного прибора, Вы бы приняли участие в таком проекте?

Смотря какая задача стоит. Если необходимо придать новый образ при сохранении всех основных характеристик, куда сложно привнести что-то новое, то такой проект не очень интересен лично мне. Естественно, я не откажусь. У меня в команде есть люди, которые этим занимаются. Но непосредственно я вряд ли к этому приложу руку.

Если же Вы говорите о каких-то более или менее инновационных вещах, где решение предполагает комплексный подход, то почему нет. Я, конечно, за это поборюсь.

- Что Вам больше всего нравится в Вашей профессии?

Ее разнообразие. Cегодня ты изучаешь одно, а завтра совсем другое. Скажем, чтобы придумать флэшку, ты должен изучить рынок флэшек. Чтобы создать какой-то социальный продукт для другой страны, ты изучаешь эту страну, ее культуру. Например, чтобы создать стул для Китая, ты изучаешь этот рынок и его специфику. То есть ты постоянно изучаешь что-то новое и погружаешься в новую тему полностью. И поэтому никогда не становится скучно. Ты занимаешься абсолютно любыми вещами, которые тебя интересуют.

- Почему Вы решили получить образование промышленного дизайнера?

На самом деле, все очень просто. Я хотел учиться на художника. Когда пришел поступать в институт, мне было лет 17. Я посмотрел, какие направления предлагают. Увидел "дизайн" и подумал: "Раз это связано с искусством, попробую". А дизайн оказался намного интереснее живописи, рисунка, графики, поскольку это более всеобъемлющая дисциплина, которая может решать проблемы. Это, собственно, мне в ней и понравилось.

- Кто или что повлияли на Ваш выбор профессии?

На меня повлияла одна единственная книга - "Рисунки и размышления Леонардо да Винчи". Она попалась мне в детстве, лет в 14. Благодаря ей я пошел учиться рисовать. Соответственно, маховик был запущен именно тогда. Постепенно это перетекло из живописи и рисунка в дизайн.

- Как Вы считаете достичь того уровня профессионализма, которым Вы обладаете сейчас, Вам помогло Ваше образование или всё-таки Ваше личное стремление?

Прежде всего, это 90% практики и работы. Если по процентам разбивать: 5% - это образование и 5% - это случай.

- Почему всего 5% у образования?

Потому что образование дает некий базис, тем более в России. В России дизайн-образование, по-моему, несколько оторвано от реальности. Учебу надо сопрягать с практикой. Пока ты не начнешь практиковать самостоятельно, из тебя не получится дизайнера.

На последних курсах мы с другом открыли мебельную мастерскую. Собственно, там мы и получали практику. Когда учишься в институте, ты не задумываешься о маркетинговых составляющих любого проекта, подборе материалов и многом другом. Очень много нюансов ты упускаешь.

Когда начинаешь делать что-то сам, вкладываешь свои деньги, свои силы, свои ресурсы, время, приходит понимание. Ты начинаешь понимать, что нужно сделать, чтобы это продавалось, чтобы отвечало поставленным задачам, чтобы было, либо не было в тираже.

Я много слышал о зарубежном опыте. Например, ребята, которые учатся в Турине на яхтах: там с 1-го же курса начинается работа с верфями. То есть ты с первого же момента погружаешься в эту тему с точки зрения дизайна, производства, проектирования и маркетинга. Это – отличная составляющая. Насколько мне известно, у нас пока такого нет.

 

Об особенностях промышленного дизайна в России

 

- Что для Вас промышленный дизайн и предметный дизайн?

Для меня это создание нового продукта совокупностью средств, прежде всего, таких как эстетика, конструкция, маркетинг. Продукт должен быть красивым, функциональным, технологичным, хорошо продаваемым, хорошо перерабатываемым.

Mikhail Belyaev

То есть продукт и весь его полный жизненный цикл – это и есть пром. дизайн.

Пром. дизайн или предметный дизайн, это не важно, пусть даже и создание арт-объекта – везде разнятся нюансы, но суть остается единой.

- В каком направлении развивается промышленный дизайн сегодня?

Добавляются новые методы, новые технологии производства. Та же 3D печать. Разные технологические процессы добавляются именно на этапе создания прототипов. Все ускоряется. Увеличивается скорость создания продукта. В остальном, как все происходило, так и происходит, если честно.

- Означает ли это, что развитие идет по пути технологий, а в плане кардинальной смены взглядов на продукт ничего не происходит? Есть ли какие-то тенденции, свойственные всему миру?

Тенденция всё-таки некая временная характеристика, поскольку стилистические направления и их проявление в данный момент времени цикличны. Если мы посмотрим на ту же "эппловскую" продукцию (прим. ред., компания "Apple"), то мы увидим, что это – не что иное, как Дитер Рамс с его всякими штуками – 60-е, 70-е годы прошлого столетия. Или стул Филиппа Старка "LouisGhost" – это конец 19-го века просто в контексте современных технологий и требований современного человека.

Что-то обновляется, но так или иначе проявляется на определенном отрезке времени. Что-то из прошлого появляется именно тогда, когда появляется новая технология. Один и тот же предмет можно сделать по-другому и таким образом оживить его.

- Что нового Вам хотелось бы привнести или увидеть в промышленном дизайне в России?

Для начала я хочу, чтобы он появился. Чтобы появились производства товаров народного потребления. Кроме ракет и самолетов, можно же делать и другие вещи. Я думаю, что когда у производителей дойдут руки до этих вещей, то может что-то и получится.

Америка и Европа так же как и мы производят в Китае, но у них есть опыт самостоятельного производства. Теперь они могут смело себе позволить производить что-то и в Азии. А мы, не имея этого опыта здесь, пытаемся производить там и сталкиваемся с очень многими проблемами. Я могу сказать это по нашей студии. Проблемы можно было бы миновать, если бы опыт производства мы получали изначально здесь, а потом этот производственный опыт переносили в Азию.

С другой стороны, в этом ничего страшного нет. Каждому – свое. Италия производит сапоги. Германия – автомобили. Британия – фирменный стиль. А мы – ракеты и самолеты.

- А хотелось бы Вам, чтобы наши российские пром. дизайнеры прославляли нашу страну и создавали, производили продукты в нашей стране?

Да, конечно, хотелось бы. И уже есть положительные сдвиги в этом направлении. Потому что есть компании, которые существуют сейчас и занимаются дизайном и производством. И это касается не только мебели, потому что с мебелью у нас всегда было относительно хорошо.

Компании "Световые технологии", "Проект 111" – те, что сейчас мне навскидку в голову приходят. Компании, которые уже сейчас что-то делают, производят либо в России, либо в Китае, либо в Европе. Хотя еще лет 10 назад это было практически немыслимо.

 

О 3D печати

 

- Доводилось ли Вам использовать 3D печать в своих проектах? Если да, то каким образом?

Конечно. У нас в студии стоит небольшой 3D принтер, который постоянно работает, что-то печатает. Практически каждый предмет, который мы придумываем, проходит проверку на эргономику, на функциональность, в принципе, на объем, на какие-то такие ощущения. Собственно, печатаем, проверяем, смотрим.

- Если бы сейчас Вы могли бы вернуться во времени и применить технологии 3D печати к любому из своих завершенных проектов, что и как бы Вы сделали?

Трудно сказать, потому что некоторые проекты просто необходимо делать в материале для проверки, а некоторые достаточно понятные для того, чтобы их сразу запустить в производство по чертежам.

- Как Вы считаете, что необходимо развивать в 3D печати, чтобы эта технология стала неотъемлемой частью проектов промышленного дизайна?

Здесь, наверное, надо развивать не технологию. Как технология, 3D печать достаточно хорошо развита и сегодня. Это зависит в большей степени от проекта и от дизайн-студии, которая может себе позволить 3D печать. Может быть, это стоимость или недостаточная распространенность информации о том, что тот или иной дизайнер может сделать 3D модель.

- Что бы Вам хотелось попробовать в плане 3D печати? Какие из существующих технологий Вам интересны?

Мы печатаем, например, ABSи PLA пластиками. В принципе, они решают наши задачи с учетом постобработки. Металл интересен.

 

О личном опыте

 

- Что Вас вдохновляет в работе?

Я всегда отвечаю, что меня вдохновляют проблемы и задачи, которые я должен решить. Когда ты получаешь какую-то задачу, видишь ее и чувствуешь, то мозг у тебя начинает работать на 110%.

Ты погружаешься в эту рабочую реальность и не вылезаешь из нее, пока ты не найдешь какое-то, хотя бы примерное решение. То есть мое вдохновение – сложные задачи.

Mikhail Belyaev za rabotoi

- По приглашению компании CIBART (Centre for Indian Bamboo Resource and Technology) Вам удалось поработать над социальным проектом в Индии. Вы создали универсальный модульный зонт Umboo, который при желании может использоваться при устройстве рынков, школ и автобусных остановок. Что Вам дал опыт работы в подобном проекте?

Этот проект дал огромный опыт межнационального сотрудничества не в сфере модных, дорогих проектов, после которых следует официальное открытие или презентация.

Это – абсолютно другой формат проектирования и взаимоотношений с людьми.

Когда ты погружаешься в совершенно другую культуру, другую цивилизацию, и каким-то образом участвуешь в их локальных проблемах, которые глобальны, на самом деле, для целого региона. И таких регионов много, таких стран. И похожих проблем тоже много.

После поездки у меня появилась возможность и желание продолжить эту практику, но уже с другими странами попробовать что-то подобное. А также она показала мне, что мир такой большой и разный в части проектирования. Можно создавать самые невообразимые вещи.

- Что у Вас стоит в профессиональных планах на ближайшее будущее?

Пока мы продолжаем сотрудничество с компанией "Проект 111" при создании и проектировании дизайн-подарков для нового международного бренда "F.O.R.". За год существования он уже успел выставиться в Москве, Лондоне, Гонконге, Милане, Дюссельдорфе.

Безусловно, следующий этап – это социальные проекты. Мы сейчас уже ведем переговоры с рядом организаций, не буду пока раскрывать детали.

- Каким должен быть современный промышленный дизайнер? Дайте совет новым поколениям пром. дизайнеров России.

Нужно быть упорным и трудолюбивым. Разбираться в технологиях и никогда не останавливаться. Любить свою работу, буквально дышать ей.

Автор: Дарья Казовская
Сайт Михаила Беляева: mikhailbelyaev.com
 
Далее

Награды в номинации "Прототипирование" нашли своих героев