"Слово "дизайн" надо запретить. "Создание нового продукта" лучше звучит", - гуру промышленного дизайна Сергей Смирнов о дизайне и 3D печати

Поговорим о промышленном дизайне. Что стоит за этим термином в России? Кто творит промышленный дизайн сегодня? И при чем здесь 3D печать? Никто лучше не расскажет об этом, чем тот, кто стоял у истоков его развития в нашей стране. Мэтр промышленного дизайна Сергей Смирнов, Президент группы компаний "Smirnov Product Development" поделился с нами своим мнением на этот счет.

Назад

Кто сказал "мяу"? – Удивительные "мохнатые" кошки из 3D принтера

Из истории развития промышленного дизайна в России​

 

- Ваш первый коммерческий проект в области промышленного дизайна состоялся в 1994 году, когда Вы разработали серию выключателей и розеток для МПО "Электротехника". Прошло уже 20 лет. Что изменилось с тех пор в подходе к промышленному дизайну в России?

Если говорить об эпохах, то принципиальная разница между современным промышленным дизайном в России и дизайном в Советское время - в системах проектирования.

Когда я начинал в 1994 году, по сути, продолжалась Советская эпоха промышленности. Тогда еще не были развиты компьютерные системы проектирования. Все делалось вручную. В 94-м году я делал выключатели вручную, без компьютера. Компьютеры были слабомощные, программы были не доступны для малых компаний или фрилансеров, которым я являлся на тот момент.

В 95-м году я ушел в армию на 2 года, и когда отслужил, как раз компьютеры стали доступнее. В 97-м у меня появился компьютер. Я очень быстро освоил трехмерную графику и даже стал преподавать через несколько месяцев. Где-то к 98-му году я уже начал задумываться о создании компании, начал искать партнера. В это время и зародился SmirnovDesign.

- Как изменилось восприятие, поведение потребителей, которые являются потребителями всего промышленного дизайна?

После эпохи дефицита потребители подбирали все подряд. Люди достаточно жадно смотрели на все. Тогда дизайн имитировал зарубежные вещи. Потребитель был жадным до красивых вещей, брал все, что дают. Сейчас он - более избалованный, более глобализированный.

Но сегодня потребитель даже меньше решает, чего хочет. За него решают в большей степени. Другое дело, что крупные компании стараются настолько угодить потребителю, что в итоге получается замкнутый круг.

Большие корпорации детально изучают потребителя, и все их чаяния направлены на то, чтобы сделать потребителю лучше. Бывает, когда компания считает, что потребителю лучше именно так, и дальше потребителя уже ставят перед фактом, и говорят: "Вот, это так". Потребитель счастлив. Он верит, что так лучше. Например, продукция Apple именно так сформирована. Это - реально хорошие вещи. Но человеку не дают никакого выбора.

Sergei Smirnov

- Кто сегодня задает мировые тенденции и есть ли они в промышленном дизайне? Какая из стран является лидером?

Америка и Европа, конечно. Там - центры разработки. Они задают тенденции. Хотя сейчас Китай начинает самостоятельно проявлять себя. Это не является трендом, но зарождением тренда. Китай будет создавать свои собственные интересные продукты. Это можно увидеть на выставках в Китае. Они очень активно копировали последние 10-15 лет и продолжают активно копировать, но у них огромная армия пром. дизайнеров, которая обучилась в Европе. Сейчас идет их обратный отток в Китай. И эти молодые китайские дизайнеры начинают создавать свои интересные вещи. Я думаю, что в будущем мы будем это все больше и больше ощущать. 

- Китай грозит тем, что сменится парадигма, при которой Америка диктует свои условия?

Да, лет через 20 китайская молодежь, выросшая исключительно в европейских условиях и обученная европейцами, это сделает. Они будут взрослыми самостоятельными личностями, а мы увидим хорошие дизайнерские продукты из Китая.

- А, как Вы считаете, есть ли опыт у какой-либо страны, на который Россия может ориентироваться именно в плане пром. дизайна? И есть ли какой-то смысл в том, чтобы ориентироваться на кого-то?

Вопрос, конечно, философский. На него нет однозначного ответа. Конечно, я бы рекомендовал нам учиться, учиться у европейцев, американцев, у тех же китайцев. Учиться копировать. Китайцы этому научились, а мы и это не умеем. У нас, несомненно, есть кадровый потенциал. Наша земля родит талантов. Это есть и никуда не денется. Никакие кризисы не исчерпают это.

Поэтому ориентироваться нам надо на молодежь. Задумайтесь, почему так ценны наши кадры за рубежом? Наши ребята обучаются здесь и уезжают. Я имею ввиду талантливых ребят, их ценят. Если бы как-то глобально можно было опереться на эти кадры, то мы могли бы даже свою систему, свою школу создать.

- Не связано ли это, в первую очередь, и с тем, что понятие пром. дизайна, даже в сознании простых обывателей, сложно отделимо от общего понятия "дизайн" в России?

Слово "дизайн" надо запретить. И все станет на свои места. Если я вам буду объяснять, чем я занимаюсь, не используя этого слова, вам будет намного более понятно, чем просто говорить "пром. дизайн".

- Каким образом тогда можно заменить слово "дизайн"?

Я создаю новый продукт. Я развиваю эстетику, эргономику, конструкцию, эффективность, себестоимость новых продуктов. "Создание нового продукта" лучше звучит, чем "дизайн". Потому что, что я за дизайнер? – Наверное, я квартиры оформляю. Скорее так.

У нас сейчас дизайн – это скорее декоративно-прикладное искусство, графический дизайн и интерьерный дизайн, нежели промышленный дизайн. Это издержки нашего русского языка, точнее термина в русском языке.

- Как Вы считаете, как будет развиваться пром. дизайн в ближайшие 10-20 лет в мире, в целом, и в России, в частности? Есть ли у Вас какой-то прогноз?

Россия очень зависит от макропоказателей развития. Вообще, промышленный дизайн – это некая лакмусовая бумажка промышленности. Промышленный дизайн потому и промышленный, что он является неким элементом конкурентной борьбы промышленных предприятий. Если промышленность будет развиваться, то и пром. дизайн будет развиваться. 

- А из России мы увидим молодых промышленных дизайнеров и хорошие дизайнерские решения?

Если не будет развиваться промышленность, то и не увидим. Шансы, что мы будем играть какую-то роль, заметную на мировом рынке, минимальны.

 

Об особенностях работы с российскими заказчиками

 

- В последнее время Вы часто рассказываете о таком важном направлении работы в пром. дизайне, как дизайн-исследования. Как сегодня обстоит ситуация с восприятием дизайн-исследований у заказчиков?

Мы – одни из лидеров в области дизайн-исследований. Мы очень активно продвигаем эту историю, являемся ее драйверами. Хотя мало преподаем на эту тему, больше именно практикуем. Практически каждый проект мы стараемся рассматривать через призму дизайн-исследований, в той или иной степени.

Speaking about SmirnovDesign

Дизайн-исследования – это важнейшая процедура, которую можно описать: "Семь раз отмерь и один раз отрежь". К нам приходят клиенты и говорят: "На, режь". А мы говорим: "Подожди, остановись. Давай мы померяем. Резать легко - мы быстро эскизов накидаем. Но так ли ты уверен, что вот этот толковый, правильный дизайнер разбирается в твоей технике? В твоем медицинском аппарате, который определенным образом обслуживают определенные специалисты? Давай мы это узнаем. Давай попытаемся".

Иногда приходится интересоваться: "А ты сам так ли уверен, что ты знаешь о своем продукте так уж хорошо? Ты же сам не являешься ключевым пользователем своего продукта. Ты - инженер или же бизнесмен". Это, как будто, разумно звучит. Когда мы объясняем так, люди понимают.

- И заказчики соглашаются с этим?

Все больше заказчиков соглашаются с нами. Во-первых, появляются люди, которые 5 лет назад пробовали не соглашаться, а к нам приходят после 5 лет хождений и потери больших денег. Проблема в том, что это – ресурсоемкая задача, она требует много ресурсов человеческих, а для заказчика это выливается в финансовые ресурсы. И стоимость проекта может вырасти в 5 раз.

Во-вторых, когда мы говорим, что это - всего лишь полпроцента от стоимости изделия, то заказчику как-то легче делать выбор. Заплатить одну десятую от стоимости изделия и рисковать или заплатить полпроцента и не рисковать. Когда так рассуждаешь, то все понимаешь.

- Как Вам кажется, что повлияло на тот факт, что сегодня заказчики стали прислушиваться к необходимости дизайн-исследований? Сегодня слово "дизайн-исследования" стало чаще звучать.

Сегодня появляется культура бизнес-планирования новых проектов. Меняется тот бизнесмен, который 10 лет назад просто по наитию хотел сделать красиво, потому что он что-то особенное на витрине увидел в Англии. И ему пришло в голову, что он тоже здесь должен это сделать. Сейчас, помытарившись, помучившись, он начинает более зрело подходить к бизнес-планированию. Он понимает, что есть риски, и думает, как их минимизировать. Сегодня появляются люди, которые трезво оценивают весь проект, все риски и инвестиционные вложения.

 

Об опыте применения и пользе 3D печати

 

- Когда Вы впервые столкнулись с применением в своей деятельности технологий трехмерной печати? С чем был связан этот проект?

Это было очень давно, потому что технологии 3D печати существуют уже много лет. Первые наши прототипы делали методом отверждения фотополимера лазером. Методом стереолитографии. До этого также существовала LOM технология 3D печати из бумаги. Это, когда из бумаги режутся слои. Отличная технология. Я не знаю, почему она не прижилась.

Вообще-то 3D печать, конечно, имеет большое будущее. Это однозначно, но она сейчас слишком популяризирована и переоценена, на мой взгляд. Хотя скоро любой проект не обойдется без 3D печати – это очевидно.

Мой первый проект. Я думаю, что это 99-й год. Может быть, какая-нибудь маленькая ручка от гидромассажной ванной. Когда надо было проверить, и нам напечатали прототип.

SmirnovDesign

- Какие перспективы развития 3D печати Вы видите?

3D печать - это обязательный инструмент промышленного дизайна, любого проекта. Просто, такое ощущение, что если ты купил станок для 3D печати, ты уже можешь дальше ничего не делать, пром. дизайн у тебя уже есть. Я немного утрирую, конечно.

Все равно, это - инструмент. Им надо уметь пользоваться. Я знаю, что процесс 3D печати достаточно непрост. Очень много корявых прототипов нам делали. Вместо функционального прототипа будет "корявенькая" штучка, которая будет очень плохо собираться. А вот зачистить ее, обработать, покрасить, нанести графику - этого не сделаешь с помощью станка. Надо обеспечивать качество постобработки. В этом – мое более глубокое понимание вещей.

Поэтому мы очень много прототипов делаем путем фрезеровки на ЧПУ машинах. Они обладают хорошим качеством. Но и печать совершенствуется. Сейчас 3D принтеры появляются очень высокой точности. Мы делали последние прототипы на самом точном оборудовании. В микронах. И, действительно, очень качественная вещь. Недешевая, но очень быстро и точно сделанная.

- Сейчас все больше разговоров ведется о том, что 3D печать в скором будущем может заменить, или, как минимум, существенно потеснить современные виды производства. А это принципиально изменит потребительскую модель и весь рынок. Как на Ваш взгляд, насколько оправданы такие заявления, и какую нишу в результате все-таки займет эта технология?

Я думаю, что это произойдет. Я не уверен, что можно говорить, что 3D печать что-то вытеснит. Скорее всего, она будет преобразована и встроена в мир повседневности. Вот, принтеры вытеснили газеты? - Не вытеснили. Принтер делает свою задачу. Принтер сейчас есть в любой семье.

Будет то же самое с 3D принтером. И, вполне возможно, что какую-нибудь домашнюю утварь мы будем печатать с легкостью, потому что все приспособлено для этого. Принтеры будут обладать достаточной точностью, но, я не думаю, что домашний принтер с легкостью будет печатать нож.

Но будет решение, будет. Обязательно в каждой семье будет 3D принтер.

- Будет ли какая-то ниша, где особенно будут востребованы 3D принтеры?

В инжиниринге везде будут востребованы. Это однозначно. За принтерами будущее. Можно будет просто взять, скачать 3D модель и напечатать. Какие-то аксессуары. Какие-то вещи, которые не требуют электроники. Которые не требует особых технологий или сложных металлов.

Например, стакан. Допустим, у меня сегодня гости приходят. Уже не круто мне поставить на стол стаканы, которые стояли в прошлый раз. Я сделал 3D модель нового стакана, напечатал. Потом бросил их в специальную мусорку. Т.е. это все будет стоить копейки, по стоимости ABS.

Сейчас, если взять 3D принтер для FDM печати (наиболее развивающийся), она - доступная, дешевая. FDM печать – корявая, вообще. Страшное дело. Но и она найдет свое применение. Например, надо испытать ручку для какого-то инструмента. Где деталь - массивная, наполненная. Там эта печать подходит.

- Вы когда-нибудь сталкивались с необходимостью применять трехмерное сканирование в своей работе? И, как Вы считаете, насколько эта услуга на сегодня востребована?

В пром. дизайне это редко востребовано, если не говорить о реверс-инжиниринге, когда мы что-то копируем. Потому что мы создаем новое. Где может применяться сканирование? - Когда нужно сопрягать какие-то сложные детали. Например, существует двигатель, ему нужно сделать оболочку. Чтобы его не отстраивать очень долго, его можно отсканировать.

 

О взглядах на образование подрастающих поколений

 

- Ваш отец – художник и ювелир. Вы росли в творческой, изобретательской среде. Наверняка, это повлияло на Ваш выбор профессии. А что Вы можете сказать про своих детей? В сегодняшний век информации интересуются ли они Вашей работой, современными технологиями и 3D печатью, в том числе?

Есть одна очень интересная вещь. Естественно, сейчас дети хорошо соображают в этих айпэдах и компьютерах, но они не знают, как ломается палка, как горит спичка. Я утрирую, но они далеки от этого. Компьютеры, вообще-то, свою негативную роль в этом играют. Дети перестали увлекаться каким-то рукоделием, что-то мастерить. Я это на своих детях тоже замечаю, к сожалению.

А интересуются или нет? Сейчас они - школьники оба. Их радует, когда они замечают вещи, созданные мной. Но я им ничего не пытаюсь навязывать. Я не хочу им навязывать, потому что я сейчас еще не очень понимаю, кто они по призванию.

Они как любые дети. Все дети абсолютно одинаковы – пробуют, им интересно, а потом им надоедает.

- Какими знаниями сегодня должен обладать хороший промышленный дизайнер?

Когда меня спрашивают, что же такое промышленный дизайн, и кто такой промышленный дизайнер, моя формулировка такая: "промышленный дизайнер – это межотраслевой интегратор в области создания новых продуктов, где, конечно же, важнейшую роль играют эстетика, эргономика и эффективность потребления этого продукта".

Ключевое слово здесь межотраслевой интегратор. Что это такое? Это – человек, который должен обладать всеми знаниями относительно потребления, создания и жизненного цикла продукта.

Он должен, отчасти, уметь считать и быть таким маленьким экономистом. Он должен быть маркетологом, потому что должен понимать потребителя. Он должен быть футурологом и человеком, который смотрит в будущее и может предполагать какие-то вещи. Он обязательно должен иметь хороший вкус и хорошее эстетическое развитие собственного видения. Умение рисовать и передать свои мысли, хоть как-то визуально. Должен обладать трехмерным мышлением. Должен быть конструктором, иначе он нарисует "лажу", которую конструктор будет потом разгребать. Он должен уметь общаться. Он должен быть материаловедом. Должен разбираться в современных материалах, в общепринятых материалах. Вообще, во всём. Все это он должен знать.

Я говорю, естественно, о хороших дизайнерах. Все эти знания он должен знать не на 100%, а на 10%, но уметь объяснить в дальнейшем и правильно воспринимать информацию от специалистов.

Мультидисциплинарный подход, иначе никакого успешного продукта не будет.

 

 

- Не кажется ли Вам, что это очень сложно? Многие дизайнеры занимают определенные ниши продуктов. Возможно, это и правильно?

Совершенно верно. Быть таким мультиразвитым человеком - очень сложно. Таких Ломоносовых их немного. И я не такой. Я тоже имею свои сильные стороны, слабые стороны, поэтому и определяются люди, и становятся где-то более эффективными. Кто-то в мебели себя реализует. Кто-то больше художник, и у него меньше знаний технологически-конструктивных. И он ищет себе либо напарника, либо производство.

У нас в компании тоже есть два вида дизайнеров. У меня даже такие единицы прописаны. Есть дизайнеры, а есть дизайнеры-аналитики. Есть ребята, которые склонны больше быть стилистами, и есть ребята, которые больше склонны к системному анализу и постановке задач.

Но я, вообще-то, всех "заставляю" исследованиями заниматься. Мультиразвитость очень важна. Поэтому полезно всем в проектах заниматься разными вещами, и это очень интересно. 

- Что должно измениться в подходе к образованию, чтобы число профессиональных промышленных дизайнеров, 3D моделлеров и специалистов по трехмерному прототипированию множилось? Что должно измениться, чтобы у государства возник интерес к этой теме?

Это сложный вопрос. У государства есть формальный интерес к этому, но он такой очень  формализованный. Хорошо обучать могут только практики. И хорошее обучение может быть только на практике. Все остальные теоретические познания, они тоже необходимы, и это дает институт, но преподаватель должен быть практиком, а это сейчас проблема. Потому что у нас, в принципе, практиков немного. И, действительно, SmirnovDesign является такой школой дизайна де факто в России, потому что от нас ушло много ребят, и я этим горжусь, и они создали свои собственные компании. Это и Art-up, и Designworks. И много-много других компаний.

Все, кто здесь побывал, и все, кто остался в отрасли, несут частичку SmirnovDesign и распространяют ее. Это – одна из миссий SmirnovDesign.

Но я не стремлюсь к образованию. Но так уж получается, что хочешь – не хочешь, когда ты человека молодого сажаешь на реальный проект, ты его обучаешь, рассказываешь.

- Что необходимо сделать для того, чтобы в России, да и во всем мире развивался интерес к промышленному дизайну и к его перспективным инструментам, таким как 3D печать?

Я не думаю, что ситуация глобально изменится. Развивать надо спрос. Спрос рождает предложение. Простая формула. Соответственно, если российскому правительству и государству удастся развить спрос на услугу пром. дизайна, то и разовьется пром. дизайн. Что, в свою очередь, создаст спрос на студентов. Что в свою очередь создаст предложение на обучение. Все по цепочке.

- Какой профессиональный совет Вы можете дать тем людям, которые хотят в нашей стране заниматься пром. дизайном?

Заниматься промышленным дизайном, несмотря ни на что. Любить это дело. Делать проекты, искать эти проекты, самим находить эти проекты, самим разрабатывать, просто влюбленно двигаться в этом направлении. Это – единственное. Остальное все придет.

Автор: Дарья Казовская
Фотографии: Мария Андреева
Сайт SMIRNOVDESIGN: www.smirnovdesign.com
Далее

Наши поздравления победителю фотоконкурса напечатанных 3D моделей!