Дизайн-мышление: как создавать продукты для человека

Ксения Никонова, руководитель учебного центра ZOOMER прочитала лекцию в рамках Летней школы Академпарка (ЛША), ежегодного события Новосибирского Технопарка по поддержке начинающих предпринимателей и их амбициозных проектов. На мероприятии Ксения представляла компанию LOGEEKs и поделилась с участниками приборостроительной секции ЛША-2014 методикой создания инноваций под названием «дизайн-мышление».

Назад

«Когда нужно проверить эргономику или конструкцию, 3D-печать просто незаменима», - Аркадий Калина, промышленный и транспортный дизайнер в интервью для Prototypster

Эта практика является результатом многолетнего опыта одной из самых новаторских компаний в мире — IDEO. Анализируя свою работу, они нашли несколько основополагающих принципов, позволяющих создавать по-настоящему эффективные решения.

«Дизайн-мышление — это методика создания инновационных продуктов для бизнеса, который в центр своего мира ставит человека — пользователя и его реальные потребности», — отметила эксперт. Важно понимать, что, несмотря на название, метод применим ко всем областям бизнеса, и эффективнее всего работает с командой, состоящей из специалистов самых различных сфер.

«К сожалению, в России дизайн воспринимается только как красивая упаковка. Поэтому разработчики зачастую идут к дизайнерам в последнюю очередь, когда все уже сделано. Однако дизайнер должен ставить своей задачей не просто создание красивого продукта. Красота — это следствие логики», — подчеркнула Ксения. Поэтому метод получил именно такое название.

Создатели подхода уверены, что успешный продукт лежит в пересечении трех областей: бизнес, технология и потребитель. Дизайн-мышление помогает связать между собой эти сферы, а также позволяет убрать субъективизм и сделать именно то, что нужно заказчику или пользователю.

Важно понимать, рассказывает эксперт, что команда дизайнеров состоит из так называемых Т-образных личностей. Это специалисты с различным спектром интересов в самых разных областях, но при этом c высокой квалификацией в одной. Таким образом, наряду с собственными компетенциями, они способны понимать представителей других сфер, например: инженеров, бизнесменов, дизайнеров, ученых.

Наконец, с помощью лекции Ксении Никоновой, мы можем вкратце рассказать о процессе дизайн-мышления, который состоит из 6 этапов.

1. Эмпатия — это центр дизайн-процесса, ориентированного на человека. В первую очередь необходимо увидеть проблему, которую должен решить ваш продукт, глазами пользователя. Эмпатия достигается методами наблюдения и глубинных интервью. Лучше всего прожить целый день из жизни вашего потенциального потребителя. Наблюдения ведут все члены команды, после чего делятся ими друг с другом. Как правило, рассказывает Ксения, все стены комнаты, где вы ведете работу, оказываются заклеены стикерами. При этом важно помнить — записывается абсолютно все! Ничего не считается незначительным.

2. Фокусировка. Располагая полной картиной жизни пользователя, каждый участник команды должен ответить на вопрос «Как мы можем помочь...?». Ответы также записываются на стикерах.

3. Генерация идей, которые высказываются всеми членами команды, вне зависимости от уровня компетенций участника. Важно принимать все идеи, какими бы бредовыми они не были, а также воздержаться от критики. Не используйте принцип «да, но...», вместо него следуйте правило «да и...». Однако этот этап, предупреждает Ксения, имеет подводные камни: «Наш мозг так устроен, что он ленится и на первом этапе предлагает самые очевидные решения, которые лежат на поверхности. Задача — расшевелить мозг, чтобы уйти от стереотипов. При этом коллективный разум гораздо более ценен, чем каждый специалист по отдельности».

4. Выбор идеи, при котором необходимо учесть потребности пользователей, а также, что немаловажно, интересы производства и бизнеса. Одна или несколько идей определяются с помощью голосования. При этом эксперт советует: любите свою команду, учитесь слушать коллег и договариваться.

5. Прототипирование — итерационное создание макетов, которые помогут найти верное решение. Причем на раннем этапе нужно создавать быстрые и простые образцы. «Когда вы делаете что-то руками, то и мозг начинает работать. Идеи обязательно нужно пропустить через физику», — уверена Ксения.

6. Тестирование позволяет получить опыт пользователя и обратную связь. К вашему продукту не должна прилагаться инструкция, он должен быть удобен и понятен. Насколько это удалось, ответит потребитель.

Тема лекции вызвала живой интерес у слушателей, и участники приборостроительной секции ЛША попросили Ксению принять участие в экспертных сессиях и дать свою профессиональную оценку и рекомендации по дальнейшему развитию их проектов. 

Надеемся, что дизайн-мышление привлечет так же и ваше внимание. Для того чтобы наиболее полно понять принцип дизайн-мышления, эксперт советует прочитать книгу основателя подхода Тима Брауна «Дизайн-мышление в бизнесе».

Далее

Образцовое авто: модель машины объединила в себе 5 технологий