«Когда нужно проверить эргономику или конструкцию, 3D-печать просто незаменима», - Аркадий Калина, промышленный и транспортный дизайнер в интервью для Prototypster

Автомобильный дизайн занимает совершенно особое место в области промдизайна и широко использует 3D-печать. Мы решили подробнее познакомиться с этим направлением. Гость нашей рубрики — Аркадий Калина, высокопрофессиональный транспортный дизайнер и 3D-моделлер. В послужном списке Аркадия есть такие громкие имена, как Marussia Motors и SmirnovDesign. Сегодня Аркадий делится секретами своей профессии в рамках интервью.

Назад

Фильтр на замену: применяем 3D-печать для получения уникальных деталей

Об образовании

— Аркадий, как Вы решили стать промышленным дизайнером? И почему выбрали направление автомобильного дизайна?

— Я уже не помню, как это произошло. На самом деле, класса до 10-го я вообще не думал, куда идти. Мне всегда нравилось рисовать машины — книжки и учебники разрисовывать карандашом. Это было вроде увлечения. Тогда я не думал, что буду этим профессионально заниматься. Потом я начал ходить в специальную студию. В моем родном городе Ликино-Дулёво (прим. ред., город в Московской области, где находится автобусный завод «ЛиАЗ») есть Центр технического творчества (бывшая Станция юных техников). В нем существует студия «Форма». Некий кружок, где все рисуют, лепят и т.п. Занятия там проводятся 2 раза в неделю. Я пошел туда со своими школьными товарищами. Теперь я очень доволен, что оказался в той студии. Там просто замечательный преподаватель, с которым мы всей нашей командой учеников до сих пор дружим и регулярно встречаемся.

— Можно ли сказать, что Ваш преподаватель вдохновил Вас на выбор профессии?

Да. Безусловно. Евгений Петрович Салов — потрясающий человек, харизматичный! По профессии архитектор. Мы и сейчас находим время иногда встретиться всем вместе.

Кстати, у меня папа работает на автобусном заводе инженером. Поэтому он тоже повлиял на меня. Можно так сказать. Я был у него на работе, смотрел, как и чем он занимается.

— Как выбирали, где получить профессиональное образование?

Выбор на самом деле был небольшим. В Москве всего два университета по этой специальности: МАМИ (Московский Государственный Машиностроительный Университет) и второй — Строгановский институт (Московская Государственная Художественно-Промышленная Академия имени С.Г. Строганова). Там тоже очень хорошая кафедра.

Я учился в МАМИ.

— А как Вы поняли какую специальность хотите осваивать?

Так как я интересовался автомобилями, то МАМИ всегда стоял в приоритете. В этом институте появилась кафедра «Дизайн», которая готовит дизайнеров-инженеров, т.е. изучаются как художественные, так и инженерные предметы. Мне это интереснее. В Строгановке акцент все же больше на творчестве. Ну и, кроме того, когда я поступал в институт, требования по рисунку в Строгановку были намного выше, чем в МАМИ.

 

О взгляде на дизайн: промышленный и автомобильный

— В чем отличие автомобильного дизайна от промышленного? В чем особенности?

Автомобильный дизайн, наверное, считается самым сложным из направлений промышленного дизайна по той простой причине, что автомобили, всё-таки, технически сложная вещь. Есть, конечно, самолеты, вертолеты, но там техническая составляющая, на мой взгляд, важнее эстетической. Автомобили же покупают много людей. Помимо соответствия основных технических характеристик, он должен быть удобным, безопасным, привлекательным. То есть при проектировании необходимо решить множество разных сложных задач и многое учесть. Например, найти интересное стилевое решение, соответствующее при этом всем требованиям по безопасности.

 

MADI

Проект гоночного авто для команды MADI

 

— Сегодня автомобили стали вещью, которая используется практически каждым и ежедневно. Согласны ли Вы, что именно это роднит автомобили со сферой предметного дизайна?

Думаю, что да.

— Каким в дальнейшем Вы видели свой профессиональный путь?

Так как я учился на автомобильном направлении, мне было интересно многое, что там давали. Я не был лучшим учеником в группе. Где-то посерединке. Не самый плохой, не самый хороший. Но я хотел остаться в профессии после выпуска. Вообще-то, по статистике из каждой группы выпускников не более 2-5 человек продолжает заниматься автомобильным дизайном.

— Может быть это связано с тем, что у нас сложно заниматься автомобильным дизайном, нет предпосылок для этого?

Наверное, да. Вообще, любым промдизайном можно заниматься только в том случае, если в стране есть работающая промышленность, которая что-то выпускает. А если нет промышленности, то нет и дизайна. Красивые картинки сейчас никому не нужны. Нужен реальный продукт. Он будет продаваться, если будет решать определенные задачи.

В любом случае суть работы любого промышленного дизайнера — это сделать, как минимум, удобной в использовании вещь. Это первая задача, я считаю. Смысла делать красивую вещь, которой неудобно пользоваться, вообще никакого нет, если это не арт-объект, конечно.

— Тогда почему, как Вам кажется, предметные дизайнеры стремятся наполнить вещи красотой?

Красота предмета — это здорово. Но я против того, чтобы в вещах была только красота. Конечно, людей, которые создают некоторые арт-объекты, можно в каком-то смысле назвать промдизайнерами. Но, скорее, это художники. Можно создать красивую вещь, которая будет произведением искусства. Но ее будут покупать 3, 5, 10 человек. Купят и поставят себе в коллекцию на полку, не более.

— Расскажите, как происходит создание нового продукта.

Есть два пути. Либо ты — креативный дизайнер, и у тебя есть куча всяких необычных мыслей. К примеру, у тебя возникает отличная идея, но вообще без привязки к технологии. Тогда ты рисуешь концепт. И потом ищешь людей, которые могут его реализовать. Это — первый путь. Например, я недавно видел проект автомобильной дороги, сделанной из светящихся панелей, на которые проецируется разметка и дорожные знаки. Дорога показывает тебе куда повернуть, с какой скоростью ехать. Концепт классный, но реализовать его, на мой взгляд, пока нереально. Особенно в России, когда все дороги в непогоду покрыты грязью. Но идея — супер, конечно! Может быть, можно уже найти какие-нибудь технологии для реализации этой идеи, или в будущем они появятся. Есть такой путь.

А есть второй путь, который выбирает большинство промышленных дизайнеров. Он состоит в следующем. Есть заранее сформулированная задача, есть люди и есть технологии, которым нужно следовать. Пример из моего опыта. Создание простого шкафчика для рабочих, куда вешают одежду. Это тоже промдизайн, кто бы мог подумать! Суть в том, что когда есть определенные технологии и серьезные ограничения, то дизайнеру поставлена задача взять то, что имеется и сделать с этим что-то новое, интересное и удобное. И привлекательное.

 

О проектах

— Каким было Ваше первое место работы?

После окончания института меня пригласили поработать на ЗИЛе (прим. ред., Завод имени И. А. Лихачева) в отдел художественного конструирования. И я согласился. Хотя тогда там была копеечная зарплата — что-то около 4000 рублей в 2000-м году. Но мне нужен был опыт. И я получил там бесценный опыт, автомобильно-промышленный, я бы так сказал.​

— Опираясь на свой опыт, как Вы прочувствовали, в чем главная особенность проектов в промдизайне?

Когда я начал работать в SmirnovDesign, пришло окончательное правильное понимание всего процесса. До этого был некий хаос. В основном большинство дизайнеров после разговора с заказчиком сразу кидаются что-то рисовать. Но прежде чем приступать к выполнению задачи, необходимо определиться в том, что, как, для кого и почему ты будешь делать. Это, вроде бы, само собой разумеется. Но это не было до того момента очевидно. Такой подход характерен для дизайн-исследований. В принципе, я не могу сказать, что это — стопроцентно работающий инструмент. Но, тем не менее, дизайн-исследование систематизирует имеющуюся информацию и определяет в общих чертах некую стратегию.

Sphinx

Проект ручного металлоискателя «Сфинкс»

 

— Какой свой наиболее интересный проект Вы можете вспомнить?

Самый первый интересный проект — это поезд для компании Бомбардье. Как раз, когда я пришел в SmirnovDesign, появился проект «Поезд для Сочи 2014» — электричка. Мы делали внешнюю окраску и интерьер. Компания Бомбардье участвовала в тендере на поставку поездов в Сочи. К сожалению, выиграл в итоге Сименс.

— Опишите, пожалуйста, как происходит работа над подобным проектом? Как распределяются задачи в команде дизайнеров?

У кого что лучше получается, тот, по идее, и занимается этой ролью в проекте. Над таким большим проектом работает целая группа дизайнеров. Дальше уже все зависит от исполнителя и от задачи. Есть люди, которые очень хорошо чувствуют, что надо сделать и могут направить остальных в правильное русло. В принципе, кто чем занимается зависит обычно от личных пожеланий или занятости остальных в других проектах.

— А как построен Ваш рабочий процесс?

Все зависит от задачи. Обычная последовательность рабочего процесса такая:

1. Поиск идей.

2. Коллективный выбор двух-трех перспективных вариантов.

3. Проработка выбранных вариантов иногда с параллельным макетированием.

4. Выбор одного варианта.

5. Доработка выбранного варианта.

В общих словах, дизайнер рисует до тех пор, пока выбор не остановится на нескольких вариантах. Раньше, например, пока не было компьютеров, после того, как был выбран какой-то эскиз автомобиля, мы начинали лепить его из пластилина в масштабе 1:4 или 1:5. Смотрели на форму, переделывали. Затем лепили 1:1. Например, на ЗиЛе я лепил легковой автомобиль в натуральную величину.

ZIL model

Макет легкового автомобиля ЗиЛ из пластилина в масштабе 1:1

 

Самое интересное, что когда компьютеры появились, полностью от пластилиновых макетов не отказались. Сейчас параллельно с поиском идей на бумаге или компьютере может идти процесс эскизного трехмерного моделирования. Потом по модели можно выточить на станке из пластилина маленький масштаб. Затем смотрят, что получилось, как это выглядит «живьем» и дорабатывают. Обычно в итоге изготавливается макет в натуральную величину либо из пластилина, либо из другого материала, чтобы окончательно проверить все пропорции.

ZIL-model backside

Макет легкового автомобиля ЗиЛ из пластилина в масштабе 1:1

Затем эта модель сканируется, и моделлеры уже по облаку точек строят «правильные» окончательные поверхности для передачи на производство.

Хочу сказать, что работа дизайнера и инженера тесно взаимосвязана. Но без хорошего моделлера сейчас ничего не функционирует. Моделлеры — это специалисты, которые берут дизайнерский эскиз и создают трехмерную модель с такими поверхностями, как дизайнер хотел бы, с учетом технологий производства и правильным распределением отражений. Дизайнер может придумать классную идею, нарисовать ее, но смоделировать не всегда может. Трехмерное моделирование — это трудоемкий и времяёмкий процесс. Дизайнерам этим заниматься, как правило, некогда.

— Что в работе транспортного дизайнера Вас привлекает больше всего?

Просто мне нравится этим заниматься, это мое, — я считаю.

— Что Вам помогает в работе?

Творческая атмосфера, командный дух, когда все нацелены на результат.

— Ваши кумиры в области промышленного и автомобильного дизайна?

Скажу так: мне нравится немецкий подход к автодизайну, очень сбалансированный, продуманный. В проме я бы выделил Росса Лавгроува, мне нравятся многие его работы.

 

О перспективах развития

— Оглядываясь назад на свой опыт работы в промышленном и транспортном дизайне, появилось ли у Вас понимание того, как можно повлиять на развитие промдизайна в России?

Не думаю, чтобы я когда-то задумывался о том, как лично я могу повлиять на промышленный дизайн в России. Мне кажется, что каждый просто должен хорошо делать свою работу. Не обязательно даже дизайнер, вообще любой человек. Достаточно, чтобы каждый подходил ответственно к своей работе.

 

А что касаемо развития промдизайна... В каком-то смысле, чем больше появляется интересных вещей, тем больше они привлекают внимание, затем появляются люди, которые начинают чем-то подобным интересоваться. Появляются заказчики, которые может быть раньше и не задумывались, что им надо что-то подобное. Но вдруг они увидели что-то любопытное, что их зацепило, и они поняли, что это заманчиво было бы сделать самим. Все развивается по цепочке. В принципе, это не в геометрической прогрессии происходит, это вялотекущий процесс.

— Изменится ли у нас что-нибудь в транспортной отрасли в плане автомобильного дизайна?

В России есть очень хорошие специалисты в этой отрасли: как дизайнеры, так и инженеры. И они не только много чего умеют и знают в своем деле, но и хотят дальше развиваться. Я думаю, что у нас не хватает хороших менеджеров, которые могут организовать всю эту команду. Правильно распределить деньги, распределить обязанности, соблюдать сроки проектов и ставить реальные сроки выполнения, реальные цели. Потихоньку, по чуть-чуть это можно развивать. Чем больше будет хороших управленцев, тем активнее будет развиваться отрасль в направлении автомобильного дизайна.

— То есть Вы считаете, у нас есть перспективы в плане развития автомобильной промышленности?

Конечно, есть. Я думаю, что все изменится к лучшему. Более того, уже меняется. Текущее положение автопрома — ситуация плохая, но она меняется к лучшему. Очень медленно, но меняется.

Те дизайнеры и инженеры, которые работают в автопроме сегодня, делают все, что от них зависит. Все работают, делают интересные проекты. Но нельзя забывать, что автомобиль — это очень дорогостоящая в производстве вещь. Чтобы сделать хороший автомобиль, нужно вложить в него много-много денег. Никто просто так огромные деньги не вкладывает. Значит, нужен какой-то план развития и организации, которые будут финансировать это развитие.

 

О применении 3D-печати

— Каким было Ваше первое знакомство с 3D-печатью? И как это пригодилось в профессии?

Первое знакомство я уже не помню. В основном, я лично сталкивался в работе со стереолитографией и спеканием полиамидом. Стереолитография была первой технологией, о которой я узнал. Еще в институте, будучи студентом, нас водили на экскурсию в НИИТ Автопром, Научно исследовательский институт технологий автомобильной промышленности. И вот там я впервые увидел 3D принтер и посмотрел, что такое стереолитография.

— Применялась ли Вами 3D-печать в проектах?

Да, конечно. В SmirnovDesign, например, постоянно использовались возможности 3D-печати. Самый простой пример, где я принимал участие, это — полозья для автомобильных штор. Полозья, по которым шторки ездят. Надо было сделать напечатанный прототип. Проверяли, как это будет работать.

После получения готового прототипа обычно что-то меняют. Это — нормальная практика. Например, в Marussia Motors мы много печатали деталей и узлов интерьера автомобилей. Когда я там работал, то занимался одно время дефлекторами систем вентиляции. Внутри такой системы целый механизм! Там необходимо предусмотреть регулировку направления потоков воздуха, открытие/закрытие потока и т.д. Мы печатали детали, собирали конструкцию и смотрели: вот здесь надо чуть-чуть изменить, здесь подправить.

— Как повлияла на Вас в профессиональном плане работа в Marussia Motors?

Это был уникальный опыт работы над реальным автомобилем. Особенно, когда мы готовили к серийному производству совместно с финской компанией Valmet автомобиль B2. Очень жаль, что производство так и не началось: была проведена огромная работа.

— Какое будущее на Ваш взгляд у 3D-печати в области промышленного дизайна?

Трехмерная печать значительно облегчила жизнь. Особенно в части того, когда нужно не просто вживую посмотреть на готовое изделие, а что-то проверить в конструкции либо необходимо проверить его эргономику.

В общем, прототипы — лучшее доказательство пользы применения 3D-печати в промдизайне. Думаю, что 3D-печать будет активно развиваться именно в этом направлении.

— Что бы Вам хотелось попробовать в плане 3D-печати? Какие из существующих технологий Вам интересны?

Ни разу не работал с гипсом, например. И хотел бы особенно попробовать 3D-печать металлом.

— Что, на Ваш взгляд, самое главное, для того чтобы стать промышленным дизайнером? Дайте совет подрастающему поколению промдизайнеров.

Зависит от возраста. Если человек хочет заниматься транспортным дизайном, то он может выбрать один из ВУЗов, о которых я уже упоминал. Туда поступают очень талантливые ребята, то есть там идет очень жесткий отбор.

Нужно готовиться, начиная со школы. У молодых ребят немножко голова по-другому работает. Она менее забита в плане технологий, но зато они могут генерировать классные идеи. А это часто очень ценится в дизайн-студиях, потому что иногда студия даже предпочитает взять какого-то молодого дизайнера почти без опыта, лет 26, чем опытного с багажом. Именно потому что у первого — свежие идеи и еще нет шаблонного мышления.

Самый главный совет — практиковаться постоянно, смотреть, что делают коллеги и не бояться делать ошибки.

 
Автор: Дарья Казовская
Фотографии предоставил Аркадий Калина
Далее

Дизайн-мышление: как создавать продукты для человека