Форматы файлов

Как сохранить модель в формате файла подходящем для 3D печати

Чтобы модель подходила для 3D печати необходимо использовать определенные форматы файлов, применяемые для конкретных принтеров и технологий. Этот раздел подскажет вам, как правильно выбрать и сохранить необходимый формат файла.

Сегодня для печати моделей на 3D принтерах чаще всего используют форматы файлов .STL (для печати бесцветных и одноцветных моделей) и .WRL (для печати цветных моделей). При этом создавать модели можно в любой удобной и знакомой графической программе, поддерживающей конвертацию в файлы формата .STL, .WRL и др. 

В настоящий момент наш сервис PROTOTYPSTER.RU поддерживает следующие форматы загружаемых моделей, это STL, PLY, OBJ, 3DS, VRML2/97. Однако, это не означает, что создавать модели необходимо именно в этих форматах. Модель можно сконструировать в любой программе по 3D моделированию, в которой вам комфортно работать и можно экспортировать файлы в рекомендуемые форматы для 3D печати. Тем не менее, с этим связаны небольшие, но не всегда легко разрешимые проблемы.

Первым ограничением является то, что 3D-принтеры поддерживают всего три рабочих формата файлов. Из них предпочтительными являются только два – это STL и VRML2/97 (.wrl). Остальные форматы также можно загружать на сайт, но в процессе подготовки к печати они будут сконвертированы в предпочтительные. Поэтому, во избежание лишних неприятностей и ошибок, старайтесь сразу в процессе моделирования сохранять модели в нужном формате.

Что представляют собой форматы файлов для 3D печати

PLY – компьютерный формат файла известный как Polygon File Format или Stanford Triangle Format. Формат, главным образом, предназначен для хранения трехмерных данных с 3D-сканеров. Он поддерживает сравнительно простое описание одного объекта в виде плоских многоугольников. В формате PLY можно сохранить различные свойства модели: цвет и прозрачность, нормали к поверхности, координаты текстуры и достоверности данных значений. Формат позволяет сочетать разные свойства передней и задней частей полигона.

3DS – 3D формат изображения, используемый Autodesk 3D Studio; содержит данные о сетке, материальные атрибуты, растровые ссылки, сглаженные данные группы, конфигурации области просмотра, расположения камеры и информацию об освещении; также может содержать данные по анимации трехмерных объектов. Состоит из блоков или фрагментов данных, включающих в себя описание идентификатора и размерности. Фрагменты данных хранят в себе формы, освещение и информацию о просмотре, что в совокупности представляет собой трехмерный вид модели. ПРИМЕЧАНИЕ: 3DS – устаревший формат, в последующих более новых версиях ПО 3ds Max используется новый . MAX.

OBJ – это формат файлов описания геометрии, разработанный в Wavefront Technologies для их анимационного пакета Advanced Visualizer. Формат файла является открытым, был принят другими разработчиками приложений 3D графики и может быть экспортирован/импортирован в e-Frontier's Poser, Maya, XSI, Blender, MeshLab, Misfit Model 3D, 3D Studio Max и Rhinoceros 3D, Hexagon, CATIA, Newtek Lightwave, Art of Illusion, Modo, Cinema 4D, Zanoza Modeller и т. д. В основном, это общепринятый формат.

Формат файлов OBJ — это простой формат данных, который содержит только 3D геометрию, а именно: позицию каждой вершины, связь координат текстуры с вершиной, нормаль для каждой вершины и параметры, которые создают полигоны.

STL (от англ. stereolithography) — формат файла, широко используемый для хранения трехмерных моделей объектов для использования в технологиях быстрого прототипирования, обычно, методом стереолитографии. Информация об объекте хранится как список треугольных граней, которые описывают его поверхность, и их нормалей. STL-файл может быть текстовым (ASCII) или двоичным.

Поддерживается большинством программ и приложений. Является бесцветным и несёт информацию о поверхности объекта. Качество поверхности объекта прототипирования зависит от количества полигонов, из которых состоит поверхность.

VRML – это текстовый формат файлов, где, например, вершины и грани многогранников могут быть указаны вместе с цветом поверхности, текстурами, блеском, прозрачностью и так далее. VRML-файлы обычно называются мирами и имеют расширение .wrl (например: island.wrl). Хотя VRML-файлы используют текстовый формат, они часто подлежат сжатию с использованием алгоритма компрессии gzip для того, чтобы их можно было передавать по сети за меньшее время.

Понятие VRML было введено Дэйвом Раджеттом (Dave Raggett) в документе представленом на Первой Международной Конференции по Всемирной Паутине (1994 году). VRML достиг вершины популярности после выхода VRML 2.0 в 1997 году, когда он стал использоваться на некоторых персональных страницах и сайтах, в основном для 3D-чатов. В настоящее время широко применяется в прототипировании для 3D-печати.

Существует два типа файлов – это VRML и VRML2/97. Большинство программ поддерживает сохранения как в первый, так и во второй формат. Однако некоторые программы не имеют такого разделения и сохраняют расширение .wrl без указания типа формата. Об этом необходимо помнить, так как 3D-принтеры поддерживают только формат VRML2/97.

  STL PLY 3DS OBJ WRML 97/2
Геометрия
Цвет  
Текстура    
  STL PLY 3DS OBJ WRML 97/2
3DS Max  
Blender 2.69
Solid Works      
NX6      
Компас 3D